Главная » Файлы » Мои файлы

Программа развития МОУ "Жемчугская СОШ"
05.02.2010, 09:48
 Наименования Программы программа развития МОУ«Жемчугская средняя общеобразовательная школа» на 2009– 2014 годы
   Исполнители ПрограммыАдминистрация, педагогический коллектив, ученический коллектив МОУ «Жемчугская средняя общеобразовательная школа», родительская общественность, МО «Жемчуг», гражданское сообщество.
    Научно-методические основы разработки Программы1. Конвенция о правах ребенка. 2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» 3. Закон РФ «Об образовании» 4. Национальная доктрина образования в РФ, одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000. 5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования 6. Устав МОУ «Жемчугская средняя общеобразовательная школа»
    Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы1. Круглый стол по проблеме «Переход от традиционной модели школы к адаптивной модели».
2. Работа творческой группы по разработке программы развития школы.
3. Проведение педагогических советов по данной проблеме.
4. Обсуждение проблемы на родительском собрании.
Кем принята ПрограммаПедагогическим советом МОУ «Жемчугская средняя общеобразовательная школа» протокол № 6 от 9 февраля 2009 года.
С кем согласована ПрограммаОтдел образования и по делам молодежи администрации МО «Тункинский район».
Цели и задачи Программы:
 Основная цель Программы:
-Создание условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования, воспитания социально–зрелой личности, способной мобилизовать полученные знания и опыт деятельности в конкретной жизненной ситуации.
    Задачи Программы:
1. Содействовать адаптации сельского ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворить образовательные потребности учащихся, родителей, региона;
 2. научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.
3. создать условия для применения современных технологий обучения и воспитания, формирующих личность, способную к активной интеллектуальной деятельности и оптимальной адаптации в условиях реальной жизни.
4. Создать оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
5. Предоставить учащимся равные реальные возможности для раскрытия их способностей в наиболее значимых для них сферах жизнедеятельности.
  6. Создать необходимую материально-техническую базу для обеспечения компетентностного подхода в обучении школьников.

Направление Обновление содержания образования и методов работы;
обеспечение роста профессиональной компетентности учителей;
 создание единого информационного школьного пространства;
совершенствование системы воспитательной работы через укрепление форм самоуправления традиций детской организации; формирование новой системы общественного управления;
сохранение и укрепление духовного, нравственного, физического, психического здоровья учащихся.
   Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения.
В результате реализации Программы мы надеемся добиться:
- предоставления ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности. (Мониторинг занятости учащихся);
- повышения качества обученности. (Мониторинг четвертных, годовых оценок, поступления в ВУЗы и ССУЗы);
 - снижения количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. (Мониторинг правонарушений);
 - создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка. (Мониторинг образовательной деятельности);
- организация психологической коррекции, снятия трудностей общения, взаимоотношений в процессе учебной деятельности. (Психодиагностика).
 - развитие социального партнерства;
- признание школы ресурсным центром профилизации сельского образования (элективные курсы, кружки, профильное обучение).
Срок действия ПрограммыПять лет. 2009 – 2014 гг.
Этапы реализации2009-2010 уч. год - изучение социального заказа, создание научно-материальной базы для реализации программы. 2009-2013 уч. год – практический этап.
Систематизация опыта, применение опыта к условиям школы.
Создание банка инновационных идей. 2013-2014 уч. год – подведение итогов работы по Программе.
Реализация ПрограммыПрограмма будет реализована через: - организацию учебного процесса, создание единого расписания, регламентирующее учебные занятия, самоподготовку, внеурочную деятельность и дополнительное образование; - организацию повышения квалификации педагогов;
- использование современных технологий обучения;
 - организацию лекториев, конференций, диспутов для родителей и жителей села;
-преобразование социальной среды и материальной базы;
-проведение мастер - классов по разным видам творчества для жителей села;
- обмен опытом по проблеме.
Ресурсное обеспечение реализации Программы:
- Педагогические кадры МОУ «Жемчугская средняя общеобразовательная школа»
- обеспеченность 100 %.
- Аудиовизуальные средства обучения (компьютеры, проектор, телевизоры, видеомагнитофоны, магнитофоны-обеспеченность 15 %.
- Методическое сопровождение образовательного процесса (учебники, методическая литература, обучающие диски и программы) – обеспеченность 50 %.
- Спортивное оборудование - 40 %.
Краткая аннотация программы. Программа развития Жемчугской средней общеобразовательной школы разработана педагогическим коллективом школы на 2009-2014 годы, представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения , проблемы, основные направления развития, цели и задачи общеобразовательной деятельности учащихся , механизм государственно- общественного управления развития школы. Необходимость разработки данной программы развития обусловлена результатами деятельности ОУ, результатами проблемного анализа государственного и гражданского заказа. Программа « школа - социокультурный центр села» – эта программа личностного роста и развития целостного мировоззрения современной личности, способного к самосовершенствованию, самореализации, и адаптации в любой жизненной ситуации. Основная идея: школа должна стать социокультурным центром, фактором социально-экономического развития села. Поэтому в программе обосновываются инновационные образовательный программы, отвечающие на гражданский заказ со стороны местного сообщества на :
- на экономическое развитие села;
- на развитие социально- культурных объектов;
-на поиск новых потенциально привлекательных направлений деятельности школы как социокультурный центр села;
 Методологической основой данной программы являлись:
- принципы гуманизма, согласованности, инновационности и открытости;
- компетентностные, деятельностные подходы;
- метод проектов и программ, социологические и психологические методики, для осуществления мониторинга образовательной деятельности;
   Введение. Образовательное пространство школы в современной педагогической литературе рассматривается как сфера взаимодействия трех его субъектов: учителя, ученика и среды между ними. Вывод Л. Выготского о трехстороннем активном процессе (активен учитель, активен ученик, активна среда между ними) позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка. Образовательная модель рассматривается нами как логически последовательная система соответствующих элементов, включающая в себя структуру целей, содержание, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группировки учеников, методы контроля и отчетности, способы оценки процесса обучения. Представляемая нами модель общеобразовательного пространства школы отражает результаты осмысления педагогической практики обновления содержания школьного образования и определения на основе этого новых стратегических и тактических направлений его развития, углубления и расширения в соответствии с требованиями модернизации. Представляемая программа развития образовательного пространства школы выполняет нормативную, ценностно-ориентировочную, перспективно-планирующую, процессуальную и оценочную функции и является основным стратегическим управленческим документом, регламентирующим и направляющим ход развития образовательного учреждения.
  Программа развития МОУ «Жемчугская средняя общеобразовательная школа» разработана на основе существующего законодательства в сфере образования.
   Разработка Программы обусловлена необходимостью осуществления комплекса мер способствующих:
- объединению учебной и вне учебной деятельности учащихся;
- профилактики правонарушений;
- формированию у детей и подростков здорового образа жизни;
- использованию образовательных и воспитательных возможностей для реализации интересов учащихся, родителей и социума.
В данной Программе заинтересованы все участники образовательного процесса: обучающиеся, учителя, родительская общественность, МО «Жемчуг».
  Программа разработана в соответствии с особенностями сельского социума и географического расположения школы. В Программе определены цели, задачи, направления развития школы на период 2009 – 2014 гг.
Этапы реализации программы: 1. Диагностический этап – январь 2009 года
2. Проективный этап - 2009-2010 уч. год
3. Практический этап - 2010-2013 уч. год
4. Обобщающий этап - 2013-2014 уч. год
 Программа предусматривает становление школы, как школы социальной зрелости и социокультурного центра села, признание школы ресурсным центром профилизации сельского образования (элективные курсы, кружки, профильное обучение). Данная Программа разработана для внутреннего пользования. Могут вноситься изменения и дополнения в соответствии с преобразованием в образовании РФ. Раздел 1Информационная справка о школе
   1.1. Из истории 1875 г. Хабарнутская Церковно-приходская школа 1890 г. Жемчугская четырехлетняя школа 1920 г. Улан-Горхонская начальная школа 1927 г. Ворошиловская начальная школа 1936 г. Ворошиловская семилетняя школа 1955 г. Жемчугская средняя школа Октябрь 1995 г. – 120 летие деятельности школы на территории села Жемчуг и 40 летие со дня открытия Жемчугской средней школы. В 70-х 80-х годах в школе обучалось более 1700 учащихся. Именно в эти годы опытный пришкольный участок занимал первые места в республике, производственная бригада выращивала «куузику», получала высокие урожаи и награждена путевкой на ВДНХ. В те же годы, первыми в республике, в школе была создана хорошо оснащенная кабинетная система. Коллектив учителей сотрудничал со знаменитой в то время Липецкой школы. В полную силу функционировал богатый краеведческий музей, действующий в настоящее время. В 1992 году детский фольклорный ансамбль «Жемчуг» занимает первое место в республике и принимает участие в школе народного творчества и народной культуры на базе детского центра «Океан». Выпускница 2006 года Дармаева Галина стала лауреатом Республиканского конкурса «Ученик года». Двое учащихся школы приняли участие во Всероссийской научно-практичекой конференции по экологии в Ярославле и стали дипломантами. За период с 1992 года выпущено 13 медалистов.
1.2.Организационно-педагогические условия школы Муниципальное образовательное учреждение «Жемчугская средняя общеобразовательная школа» Тункинского района Республики Бурятия ориентированна на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося, сотрудничеством с различными организациями и предприятиями. Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу - Совет школы. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебно-воспитательной, воспитательной и хозяйственной работе. Общая характеристика школы. Год ввода в эксплуатацию - 1955 год. Адрес школы: 671020, республика Бурятия, Тункинский район, село Жемчуг, улица Похонова 38. телефон: 93-2-40 Лицензия на правоведения образовательной деятельности: А № 286336, регистрационный номер 378, выдана 28 мая 2008 года, Министерством образования Республики Бурятия , срок действия по 28 мая 2013 года. Аккредитация АА 149143 № 92 от 11 апреля 2006 года Школа является самостоятельным юридическим лицом.
  Школа имеет центральное отопление, освещение дневного света, столовую, 1 спортзал, школьный стадион, оборудованные кабинеты, библиотеку. В 2008-2009 учебном году в школе обучаются 188 учащихся в одну смену, скомплектовано 12 классов – комплектов. Учащиеся I класса обучаются в режиме пятидневки;
учащиеся 2 – 11 классов – в режиме шестидневки. Продолжительность урока – 45 минут (для 1 класса – 35 минут). На 2008 – 2009 учебный год скомплектовано 1 группа продленного дня из числа обучающихся первой ступени. Вторая половина дня - индивидуальные консультации, работа кружков, секций, факультативов, общешкольные творческие дела и дела классов.
Характеристика социума. Школа расположена в с.Жемчуг на территории поселения МО «Жемчуг» в котором проживает около 1300 человек, находящемся в двадцати пяти километрах от районного центра с.Кырен и в 500 км от столицы Республики Бурятия - Улан-Удэ. В настоящее время на территории нашего села практически отсутствуют дополнительные внешкольные учреждения, спортивные клубы, нет кинотеатра.
В социальный заказ социума входит: 1) обучение учащихся с использованием современных педагогических технологий;
2) внедрение в учебный процесс современных технических средств обучения;
3) максимальная занятость учащихся во внеурочное время (увеличение количества кружков и спортивных секций).
4) организация досуга детей совместно с родителями. На территории сельского поселения открывается новый клуб с современным оборудованием для создания условий работы центра досуга школы совместно с учреждением культуры, взаимодействие с которыми может решить проблемы индивидуального развития детей.
 За последние годы наблюдается снижение заболеваемости среди учащихся школы за счет создания хороших санитарно- гигиенических условий, применения мониторинга за состоянием здоровья детей, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. В рамках реализации программы «здоровье» осуществляется витаминотерапия, фитотерапия, стопроцентный охват горячим питанием школьников и учителей. Ежегодно врачами МУЗ «Тункинская ЦРБ» проводятся диспансеризация школьников. Она позволяет отслеживать состояние здоровья в течении ряда лет и корректировать процессы лечения и оздоровления учащихся. На 1 месте по заболеваниям стоит ОРЗ, ОРВИ, бронхит. В школе созданы условия для занятий спортом во внеурочное время. Ежегодно работают спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол, бокс, борьба. Учащиеся школы имеют неплохие результаты на районных, республиканских, региональных соревнованиях. С целью увеличения мотивации к ЗОЖ, к занятиям спортом, правильной организации своего досуга, проводятся спортивные соревнования по пионерболу, баскетболу, волейболу, лыжам, легкой атлетике, «Веселые старты», «папа, мама и я - спортивная семья». Традиционными в школе стали дни здоровья, день защиты детей, в рамках которого проходит турслет в 5-10 классах и путешествие по станциям в 1-4 классах. Лучшие спортсмены участвуют в районных соревнованиях. В рамках санитарно-гигиенического воспитания проводятся беседы по охране жизни и здоровья детей. Все мероприятия по этому направлению проводятся по общешкольному плану и по плану классных руководителей. Медицинское обслуживание в школе. · ежегодная диспансеризация учащихся. · анкетирование учащихся и родителей школы по диспансеризации школьников для оценки состояния здоровья. Кадровое обеспечение, отвечающее за содействие здоровья школьников · В школе работают педагог- психолог. · В школе действует медико – психолого – педагогическая комиссия. Двигательная активность и физическое развитие детей. · Во внеурочное время работают спортивные секции и кружки: волейбол, баскетбол, футбол, теннис. · Проводятся обязательные физкультминутки во время уроков. · В ГПД (25 человек) ежедневные прогулки на свежем воздухе. · Учащиеся школы принимают активное участие на районных, республиканских спортивных соревнованиях. Организация питания в школе. · 100 % учащихся охвачено горячим питанием. · витаминизация питания. Превентивные меры по сохранению здоровья. В школе на основании Устава школы и Кодекса РФ об административных правонарушениях запрещается курение, употребление спиртных напитков и наркотических средств. Результатом совместной воспитательной работы педагогического коллектива, родителей и органов детского самоуправления наблюдается уменьшение в школе случаев курения, употребления спиртных. Взаимодействие школы и родителей по сохранению здоровья у учащихся. · регулярные встречи родительской общественности с медиками – специалистами; · традиционная конференция о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков; · проводятся серии собраний для родителей девочек о правильном поведении и гигиене девочек – подростков; · совместные праздники здоровья, проводимые в школе. Охрана здоровья сотрудников школы. · ежегодный осмотр врачами – специалистами; · проведение дней здоровья еженедельно · Совместные выезды на природу. Раздел 2 Проблемный анализ состояния образовательного пространства школы. 2.1. Недостаточно высокий уровень усвоения детьми го­сударственных образовательных стандартов. Говоря о судьбе сельской школы, мы, по существу затрагиваем судьбу всего села. Школа на селе это не просто образовательное учреждение, а если угодно, центральная составляющая самого российского уклада жизни, стратегического резерва государства, мощный фактор развития деревенской жизни. Село имеет свою специфику, что неизбежно накладывает отпечатки на образовательную и воспитательную деятельность. Проблемы села в той или иной мере трансформируются в проблемы школы. Общеобразовательная школа на селе на протяжении нескольких десятилетий не справлялась со своей основной социокультурной функцией связанной со средствами самоопределения подрастающего поколения в окружающем мире, общественной жизни, социально – производственных сферах деятельности. Раньше от выпускников сельской школы требовался определенный багаж знаний и умений, ничем не отличающийся от выпускников городской школы. Поступление в ВУЗ было престижным, а получение сельской профессии рекомендательным. Главным заказчиком и базовым предприятием был совхоз. Современное общество в лице социума, родителей, педагогов и самих учащихся предъявляет к школе свои требования - воспитание образованной, конкурентоспособной, физически и психически здоровой, готовой к выбору профессии и продолжения образования, обладающей навыками управленческой деятельности и ведения домашнего хозяйства личности. Анализируя сравнения современного социального заказа с тем, что школа реализует в действительности, мы выделяем наиболее значимые несоответствия и проблемы, подлежащие решению: · учащиеся не умеют самостоятельно добывать знания, владеют знаниями на уровне воспроизведения; · сельские учащиеся не могут в полной мере адаптироваться в меняющемся агрессивном со­циуме, реализовать свой личностный потенциал; · на низком уровне культура труда; · не все дети, охвачены воспитательным влиянием в вечернее и каникулярное время; фактически вне культурно – образовательного пространства протекает жизнь молодежи; · недостаточно развивается материально – техническая база школы; ощущается недостаток научно – популярной и справочной литературы; · сельские дети в силу объективных причин (замкнутость сельского социума, удаленность от культурных центров) несколько отстают в своем развитии от городских сверстников. · воспитательные функции семьи, реализуются лишь частично, что негативно влияет на поведение и поступки подростков; · наметилась тенденция пренебрежительного отношения к профессиям связанным с сельским хозяйством; · снижение познавательной активности по мере взросления, отчужденность от знаний; · равнодушное отношение к родному языку, народным обычаям и традициям, национальной культуре. На воспитание сельских детей большое влияние оказывает социо-культурная среда. Ребенок связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его жизнь и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно – нравственных и физических качеств. Поэтому педагогам села в своей работе необходимо, с одной стороны учитывать данные обстоятельства, а с другой - стремиться обогащать воспитательно – развивающий потенциал этих связей и отношении.
2.2. Недостаточность психолого – педагогического сопровождения и методической поддержки инновационных процессов. Главная трудность, с которой сталкиваются педагоги, заключается в том, что они не могут преодолеть «зуновский» подход в образовании и недостаточно готовы работать с личностью ребенка. Причины этого обусловлены: • недостаточностью знаний психологии личности; • отсутствием психологической готовности работать в условиях открытости, прозрачности результатов и признавать свои ошибки, промахи и незнание; • недостаточным коэффициентом деловой сплоченности и способности
к сотрудничеству; • слабым преодолением стереотипов мышления и отстаиванием
приоритета предметного просвещения над личностным развитием
ребенка; • недостаточно высокой методологической (исследовательской)
культурой и недостаточным владением способами педагогической
рефлексии. Среди причин, мешающих работе, педагоги выделили следующие: — недостаток времени на творчество; —финансовую неудовлетворенность; — нежелание детей посещать занятия; —отсутствие поддержки со стороны семьи; — недостаток современной методической информации; — сложная обстановка в стране, влияние на детей всего того негативного, что есть сегодня в обществе. Проблемы профессиональных затруднений педагогов, как показыва­ют исследования, вызваны недостаточным уровнем их самообразова­ния, а также психологической и технологической неготовностью к ра­боте с ребенком на более высоком, личностно-диалогическом уровне. 2.3. Неразвитость материально-технической базы. При всем том, что за последние годы педагогами и родителями много сделано для укрепления материально-технической базы, следу­ет отметить ее недостаточность и моральное устаревание оборудова­ния. Факторы, которые существенно влияют на качество образования: — отсутствие достаточного количества современных компьютеров; — отсутствие множительной техники; — отсутствие видео- аудио - техники; — наличие устаревшего спортивного инвентаря и мебе­ли в классах; -отсутствие кабинета психологической разгрузки для учителей.
Недоста­точно полно укомплектована библиотека методическими пособиями, учебниками, энциклопедическими материалами. Фонд художественной литературы пополняется изредка по мере появления средств. Педагогами и учениками школы накоплен богатый дидактический материал, но отвечать современным требованиям к качеству образо­вания он уже не может. Недостаточно укомплектована лабораторная база кабинетов физики, химии и биологии, поэтому полноценность опытно-экспериментальной работы на этих уроках не обеспечена. Не все учебные программы имеют необходимые дидактические сред­ства. Нет пособий по личностно развивающему образованию, адап­тированных для педагогической практики. Отсутствует серьезная система дидактического материала (не считая отдельных наработок учителей и учащихся), направленной на обеспечение социализации личности. Подведя итоги работы, коллектив школы выявил следующие противоречия: · между требованиями образовательных стандартов и невозможностью им соответствовать части учащихся; · между запросами заказчика образовательных услуг и возможностями педагогического коллектива; · между ценностями семьи и ценностями, культивируемыми школой; · между потребностями субъектов образовательного процесса и способами их удовлетворения. Раздел 3. Концепция новой школы. Проблемами сельской школы занимались Л.Н.Толстой, Рачинский, в 20 – х годах прошлого века С.Т. Шацкий рассматривал сельскую школу как центр культуры, широкую известность получила сельская школа В.А.Сухомлинского. Концепция как общий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:
1. Сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитания учащихся в течение ряда лет;
2. Кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способной к творческой поисковой работе; 3.Определенный контингент учащихся. Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования школы – социокультурного центра и школы социальной зрелости. Современное сельское образование представляет целостную систему, которая должна обеспечивать многофункциональную подготовку сельских жителей на протяжении всей жизни человека к успешной деятельности в важнейших сферах: профессиональной, сельскохозяйственной, семейной, культурно-досуговой, духовно-нравственной, социальной, общественно-политической, по охране своего здоровья. Основной базой и фактически единственным социальным институтом, способным возглавить работу по оздоровлению сельской среды и созданию целостной системы современного образования сельских жителей (как детей, так и взрослых), является сельская общеобразовательная школа. Школа должна не только испытывать внешнее влияние среды, но и, в свою очередь, участвовать в формировании этой среды в культурно-образовательном, информационном, правовом, экологическом плане. Объединение усилий учреждений культуры, дополнительного и дошкольного образования, учреждений здравоохранения с усилиями образовательного учреждения в этом направлении представляется перспективным и важным в свете комплексного решения проблем села. Таким образом, суть нового статуса сельской школы заключается в том, что в условиях свертывания социокультурной сферы села происходит переход от общеобразовательного учреждения к социокультурному центру. Основной целью функционирования школы как социокультурного центра является обеспечение оптимальных условий для полноценного и всестороннего воспитания и образования детей, позитивной социализации личности на основе эффективного использования кадровых, культурных, материальных возможностей социального окружения школы, применении индивидуально-ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия. Задачи: - Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования социокультурного центра. - Адаптировать образовательный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом; - Предоставить каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность. Главные сферы взаимовлияния среды и школы: Ø Социум создает, учреждает школу как социальную организацию, дает ей определенный статус, компетенцию, права и обязанности, дает оценку ее деятельности; Ø Жизнедеятельность школы всегда происходит на фоне, который образует социум; Ø Общество всегда создает определенную социальную ситуацию развития детей и подростков, предопределяющей возможности и ограничения работы школы и системы образования в целом; Ø Социальная среда является источником выдвижения требований к школе, формирует и предъявляет социальный заказ на образование, всегда имеет определенные ожидания от школы; Ø Социальная среда может выступать источником необходимых для нормальной жизнедеятельности школы ресурсов; Ø В социуме школа может найти соратников и партнеров, необходимых ей для решения ее задач; Ø Социальная среда нередко порождает факторы, действующие на школу отрицательно, разрушительно, может создавать ограничения на пути образования. Функции сельской школы на современном этапе: · Социально-экономическая функция Серьезной проблемой этого направления является отсутствие предпрофильного и профильного обучения. Причиной тому служит недостаточная укомплектованность материально – технической базы. · Функция культурного центра Сельская школа является традиционным носителем просвещения, «книжной культуры», средоточием образования и противостояния невежеству, бескультурью. Реализация этой функции в настоящее время происходит на фоне разрушения сельской культурно-просветительской сферы, и, одновременно, на фоне общего снижения престижа школы. · Функция содействия социальной мобильности Традиционно с образованием в сельской школе была связана возможность людей подняться вверх по социальной лестнице. При этом проблема миграции, оттока сельского населения в города осложняла (и продолжает осложнять) социально-экономическую ситуацию на селе. В условиях сельской школы возможности социальной мобильности весьма ограничены. · Функция структурирования социального времени В условиях недостаточно развитой сети учреждений дополнительного образования, центров культуры и досуга, сельская школа традиционно распоряжалась планированием очень большой доли времени учащихся. Для успешной реализации этой функции необходимы дополнительные средства и возможности: школа может и должна эффективно организовывать учебное и свободное время учащихся, участвовать в создании условий для досуга жителей села. · Функция воспроизводства и развития сельского уклада жизни Школа выступает как носитель и хранитель духовных ценностей, фактор развития национального менталитета, а поэтому гуманитарная, культурно-просветительская направленность должна стать приоритетной в ее работе. Предполагаемая структура школы - социокультурного центра. Сельский социокультурный центр, объединяя различные образовательные, культурно-просветительные и социальные учреждения и службы, представляет из себя довольно сложную по структуре систему. В его состав входят общеобразовательная средняя школа, детский сад, филиал детской спортивной школы,, сельская библиотека, сельский центр досуга и т.д. Все структурные подразделения систематически координируют свою деятельность с социальными, медицинскими и правоохранительными службами села. Структура центра включает деятельность образовательно - досуговых центров: учебно-образовательного, физкультурно-оздоровительного, этнокультурного, художественно-эстетического, информационно-технического, социальной помощи семье и детям. Каждый центр разрабатывает и реализует социально-образовательные программы, имеет свое кадровое и научно-методическое обеспечение, систему управления. Важными подразделениями центра являются вспомогательные службы: школьная столовая, школьная библиотека, медицинский пункт. Основные направления деятельности школы как социокультурного центра 1.Образовательная деятельность: · совершенствование общеобразовательной системы обучения с учетом сельской и национальной специфики · обеспечение образовательных потребностей различных категорий населения 2.Укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни: · создание системы физкультурно-оздоровительной работы на селе на основе единых программ: организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, проведение круглогодичных соревнований по различным видам спорта · формирование у детей и взрослых положительного отношения к разумной организации досуга, потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом оказание индивидуальной помощи наиболее одарённым детям, спортсменам; работа с ослабленными детьми · профилактика вредных привычек. З. Работа с семьёй: · повышение воспитательных возможностей семьи · расширение культурных и духовных потребностей семьи · семейное творчество, организация выставок, распространение семейных форм организации досуга, отдых детей с родителями. 4.Формирование национального самосознания, возрождение народной культуры, родного языка, традиций: · совершенствование преподавания родного языка, · введение национально-регионального компонента в государственные программы по всем предметам учебного плана общеобразовательной школы; · возрождение народных ремёсел, обучение навыкам народной художественной культуры · создание на территории села благоприятных условий, положительного общественного мнения в защиту родного языка, национальной культуры и народных традиций. 5. Социальная деятельность · создание в селе служб социальной помощи различным категориям населения и прежде всего детям; оказание помощи престарелым, ветеранам войны и труда, организация концертных выступлений, заготовка овощей, и т.д. · объединение усилий учителей, психологов, социальных и медицинских работников по ведению объективной диагностической деятельности и организации на её основе результативной профилактической работы с детьми, молодёжью, семьями и другими группами сельских жителей · осуществление исследований сельского социума и совместное выполнение программы социально-экономического развития МО «Жемчуг» на период до 2017года (развитие производственной и социальной инфраструктуры, планирование благоустройства и озеленение деревень, проведение диагностики экологически опасных объектов и др.) · решение вопросов благоустройства села, проведение текущего ремонта объектов. · привлечение талантливых преподавателей, специалистов, народных умельцев · создание необходимой материально-технической базы художественно-эстетического образования, решение вопросов финансирования · вовлечение различных категорий населения в художественную самодеятельность, народное творчество, культурный досуг и другие формы
Категория: Мои файлы | Добавил: Ургы
Просмотров: 9524 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Форма входа